Возрождение гипсового производства в Кировской области в 1930-е гг.
Э.Г. Касимова
В 1934 г. на государственном уровне стало уделяться особое внимание состоянию местной промышленности. В тезисах к ХVII съезду ВКП(б) отмечалось, что она «может явиться серьезным дополнительным фактором в деле всестороннего удовлетворения быстро растущих потребностей рабочих и колхозников». Местные органы власти должны были проявлять максимальную инициативу в деле ее развития.
Естественно, откликаются на это решение и в Вятке. С 15 мая 1934 г. начал функционировать отдел местной промышленности Вятского горсовета. Он сразу же приступил к организации ряда производств, в том числе производству художественно-гипсовых изделий, которыми до Октябрьской революции славилась Вятская губерния.
С 1 июня 1934 г. начала свою работу фабрика гипсовых изделий (с 1935 г. – «Фабрика художественных гипсовых изделий Отдела местной промышленности Кировского горсовета»). Производство было организовано в слободе Дымково (ул. Заводская, 16). Под фабрику было приспособлено двухэтажное полукаменное здание, приобретенное у пром. артели «Кожобувь».
Директором фабрики был назначен Степан Васильевич Хлопов, техноруком стал квалифицированный мастер гипсового производства Александр Федорович Пестов. Пуск фабрики проходил в спешном порядке, поэтому значительную часть оборудования приходилось устанавливать уже во время ее работы, например, сушилку, механическую веялку гипса, краскотерки, желатиновые формы. На предприятии не было инженерно-технических работников с высшим образованием, только практики со средним образованием, не хватало рабочих – на 1 февраля 1935 г. на фабрике их числилось 46, хотя по плану должно было быть 55i. Ощущался большой недостаток квалифицированных работников – раскрасчиков, литейщиков. Новые кадры пришлось обучать. В 1935 г. была проведена переподготовка работников раскрасочного цеха по освоению окраски по методам московской фабрики «Лепка», для чего был приглашен из Москвы мастер М. Горбунов.ii
Уже в 1934 г. фабрикой было освоено до 60-ти видов разных статуэток. Но были проблемы с выпуском изделий военной, спортивной тематики, бюстов вождей. На фабрике не было форм для их отливки, поэтому модели приходилось приобретать в Москве, а уже на фабрике по ним делали формы. Новые модели закупались и во Всероссийском кооперативном Союзе работников изобразительных искусств «Всекохудожник».
В 1935 г. фабрикой было выпущено художественных гипсовых изделий и дымковской игрушки 26 тыс. штук, в 1936 г. – 28 тыс. шт.iii Среди них значатся изделия разной тематики: бюсты Сталина, Ленина разного размера, бюсты Дзержинского, Ворошилова, Кирова, Горького, статуэтки «Ленин в детстве», «Калинин», «Карл Маркс», «Пушкин сидящий», «Красноармеец с винтовкой», «Красные командиры», «Стреляй по-ворошиловски», «Физкультурница с мячом», «Волейбол», «Боксер», «Спортсмен», «Гребля», «Метание гранаты», «Пловчиха», «Теннисистка», «Матрос с веревкой», «Юдифь», «Дуров», «Женщина с кувшином», «Пастушка», «Мефистофель» (есть даже № 1 и № 2), «Горцы (кавказцы)», «Цыган с гитарой», «Девочка с ботинком», «Девочка с кроликом», «Венера» (№ 2 и № 23), «Баядерка», «Торговка», «Русалка с лебедем», «Головка Сафо», «Мальчик с раковиной», «Мальчик с ранцем», Мальчик с рогом изобилия», «Мальчик с хлыстом», «Мальчик с письмом», «Мальчик – фотограф», «Мальчик – охотник» и т.д.iv К наиболее важным изделиям, производимым в 1936 году, на фабрике относили следующие: «Горцы (кавказцы)» – их было выпущено 2963 шт., «Девочка с кроликом» – выпущено 1619 шт., бюст Сталина (1/4 от натуральной величины) – выпущено 200 шт.v
Фабрику критиковали за то, что слишком большое место в ассортименте их изделий занимали скульптуры по старым, дореволюционным моделям. В феврале 1936 г. состоялось производственное совещание при Отделе местной промышленности Кировского горсовета. Среди решений данного совещания – предложить директору фабрики
С.В. Хлопову созвать художественную комиссию с участием представителей Крайлита (выполнявшего цензурные функции краевого управления по делам литературы и издательств), которая должна была «тщательно просмотреть всю скульптуру, выпускаемую фабрикой, изъять с производства нехудожественную и идеологически невыдержанную скульптуру»; просить товарищество «Кировский художник» выделить скульптора и художника для наблюдения за работой фабрики; «поручить товариществу «Художник» …организовать творческую работу по изготовлению новых моделей, отображающих советскую тематику бытового, военного и физкультурного порядка и быстрее заменить те модели, которые будут сняты комиссией». Директору фабрики гипсовых изделий было «категорически» запрещено покупать модели на рынке и выпускать продукцию без разрешения «Всекохудожника» и Крайлитаvi.
В течение нескольких лет фабрика не давала тех доходов, которые планировались, в том числе из-за отсутствия в течение нескольких лет опытного технического руководителя, высокой текучести работников, выпуска убыточных изделий, плохой организации сбыта, недостатков в складском учете продукции, низкой квалификации бухгалтера, перебоев в снабжении необходимыми материалами, просто из-за бесхозяйственности. Поэтому в декабре 1936 г. начал работу цех керамических изделий, который выпускал пепельницы, вазы, карандашницы, горшки, облицовочную плитку, ночные горшки. В связи с организацией нового производства фабрика изменила свое название на «Фабрику гипсовых и керамических изделий Кировского городского отдела местной промышленности».
В описи готовой продукции фабрики на 1 января 1940 г. значатся 93 наименования.vii Основная масса изделий – разнообразная гипсовая скульптура. В ассортименте наряду с новыми моделями, отражающими веяния эпохи, были представлены и старые, проверенные временем. Например, в 1940 г. было произведено скульптур «Мальчик с собакой» – 701 шт., «Мальчик и девочка со снежками» – 529 шт., «Юдифь с мечом» – 221 шт., а бюстов Ленина большого размера – 34 шт., бюстов Сталина большого размера –44 шт. viii
Среди авторов моделей – знаменитый советский скульптор
Н.В. Томский, кировский скульптор А.В. Винокурова. Фабрикой закупались модели и в объединении «Всекохудожник». Изделия отправлялись в магазины Москвы, Омска, Новосибирска, Магнитогорска, Ташкента, Ленинграда, Перми, Свердловска, Вологды, Горького. К 1940 г. фабрика преодолела часть недостатков в своей работе, и план за 1940 г. был перевыполнен.
Еще одна важная страница в истории гипсового производства в Кировской области – деятельность организованного 1 ноября 1934 г. товарищества «Вятский художник» (после переименования г. Вятки в Киров – «Кировский художник»), первым председателем правления которого стал Михаил Иванович Сюткин.
Решением горкома ВКП(б) в 1934 году товарищество добилось ликвидации и передачи кооперативу художественно-живописной мастерской при Музее Революции, которая выполняла оформительские, живописные работы, делала изделия из гипса. Среди работников этой мастерской была и А.В. Винокурова. В 1935 г. в товариществе был открыт скульптурный цех,ix на 1 января 1936 г. в нем работало 3 человека.x Выпускаемые изделия – барельефы вождей, статуи, лепка колонн, софитов, кронштейнов и т.п., с июля 1936 г. планировалось выпускать муляжи овощные и гастрономические, как из гипса, так и из папье-маше. xi Постепенно тематика выпускаемых товариществом гипсовых изделий расширилась, увеличился и объем производства. В 1940 г. работают уже два скульптора и рабочих в скульптурном цехе – 23 (в третьем квартале), 21 (в четвертом квартале). Большой проблемой в деятельности скульптурного цеха было то, что располагались помещения его в двух местах – в самом Кирове (на ул. Коммуны, 15) и в слободе Дымковоxii.
В отличие от гипсовой фабрики, в товарищество «Кировский художник» входили профессиональные скульпторы, способные самостоятельно делать модели, которые шли в производство после принятия их Художественным советом. Например, в 1936 г. А.В. Винокурова вылепила бюст С.М. Кирова, который одобрила сестра Сергея Мироновича, Елизавета Мироновна Верхотина-Кострикова, и попросила отлить для нее первый экземпляр изделияxiii. Уже в 1936 г. «Кировский художник» начинает его массовое производство. Кроме того, товарищество входил в систему «Всекохудожника» и, соответственно, ему было проще получать разработанные им новые модели.
В списке продукции «Кировского художника» на 1940 г. – 45 названий скульптурных изделий, как монументальных, парковых, так и бытовых, предназначенных для украшения квартир обычных граждан СССР. Это бюсты и барельефы вождей, бюсты писателей, гербы СССР и РСФСР, скульптуры «Дискометательница», «Мать с ребенком», «Венера Милосская», «Венера малого размера», «Головка Сафо», «Пионер на посту», «Мальчик на границе», «Краснофлотец на вахте», «Пограничник», «Летчица», «Купальщица», разнообразные девочки (с барашком, с корзинкой, с кроликами, с кувшином), мальчики (с барашком, с корзиной, с книгой), китаянки с веером и кувшином, есть даже гномы с корзиной, а также вазы и пепельница «Галчонок»xiv. Для реализации продукции при товариществе «Кировский художник» был магазин-салон.
Гипсовые изделия производились и в кооперативно-производственном товариществе имени 2-й пятилетки, организованным в феврале 1934 г. Но все-таки основные производства этой артели – игрушка деревянная, тканевая, из папье-маше, металлическая, музыкальная. Гипсовым производством занимались в артели исключительно надомники, которые выпускали продукцию по старым моделям.
Таким образом, в 1930-е годы происходит возрождении вятского гипсового производства. Изделия выпускались уже в промышленном масштабе, в большом ассортименте и продавались по всей территории СССР.
ЦГАКО. Ф. П-6897. Оп. 1. Д. 1. С. 331.
ЦГАКО. Ф. П-6892. Оп. 1. Д. 2. С. 151.
ЦГАКО. Ф. Р-3018. Оп. 1. Д.1. Л. 11.
ЦГАКО. Ф. Р-3018. Оп. 1. Д. 1. Л. 42-43 об.
ЦГАКО. Ф. Р-3018. Оп. 1. Д. 1. Л. 14-16.
ЦГАКО. Ф. П-6746. Оп. 1. Д. 11. Л. 36-37.
ЦГАКО. Ф. Р-3018. Оп. 1. Д. 5. Л. 59-60 об.
ЦГАКО. Ф. Р-3018. Оп. 1. Д. 5. Л. 44-48.
ЦГАКО. Ф. П-6746. Оп. 1. Д. 11. Л.3.
ЦГАКО. Ф. П-6746. Оп. 1. Д. 8. Л.80.
ЦГАКО. Ф. П-6747. Оп. 1. Д. 8. Л. 83-83 об.
ЦГАКО. Ф. П-6747. Оп. 1. Д. 12. Л. 37
Кировская правда. 1937. № 152 (3 июля). С. 4.
ЦГАКО. Ф. П-6476. Оп. 1. Д. 37. Л. 28.