Этнографическое собрание Кировского областного краеведческого музея

Этнографическое собрание Кировского областного краеведческого музея: история формирования, краткая характеристика коллекции

Э. Г. Касимова,
научный сотрудник отдела краеведения
Кировского областного краеведческого музея,
кандидат исторических наук

Сбор, хранение, научная обработка материалов, посвященных материальной и духовной культуре народов вятского края, с самого начала деятельности краеведческого музея являлись одной из его основных задач. Уже среди первых экспонатов созданного П. В. Алабиным Вятского публичного музеума – предметы быта марийцев, русский женский костюм, удмуртская одежда. И в настоящее время в собрании краеведческого музея представлены предметы, отражающие традиционную культуру народов, издавна проживающих на территории Кировской области (русских, татар, марийцев, удмуртов, коми) – костюмы, предметы быта, утварь.

Формировалась этнографическая коллекция музея несколькими способами. Первый из них – это предметы, которые жители г. Вятки (позднее – Кирова), Вятского края сами приносили в музей. Второй источник пополнения музейной коллекции – это поступления из собраний музеев, которые по тем или иным причинам прекратили свою деятельность.

Одним из наиболее важных источников пополнения этнографической коллекции музея, на наш взгляд, являются этнографические выезды, экспедиции. Очень активно эта работа велась в краеведческом музее в 1920-е годы, что во многом было связано с деятельностью Елены Васильевны Матвеевой. Уже в 1925 г. Вятский государственный музей провел этнографическую экспедицию в Куменскую волость Вятского уезда. В общей сложности члены экспедиции частью проехали, частью прошли пешком свыше 160 верст обследовали 28 населенных пунктов. В 1926–1928 гг. этнографическая экспедиция также под руководством Е. В. Матвеевой обследовала Селезеневскую волость Вятского уезда. В результате этих экспедиций была собрана богатая коллекция русской народной мужской и женской одежды, крестьянской утвари, выполнены планы и точные замеры изб, сделаны зарисовки интерьера избы. Музейное собрание удмуртской мужской и женской одежды пополнилось в 1928 году в ходе поездки под руководством Е.В. Матвеевой в деревни Слободского уезда Вятской губернии.

В 1920-е гг. этнографическая коллекция музея пополнялась и благодаря экспедициям, проводившимся Вятским пединститутом. В 1926 г. состоялась экспедиция студентов коми-пермяков в Слудскую волость Халтуринского уезда Вятской губернии, одним из результатов которой стало пополнение коллекции одежды коми. В 1929 г. в фонды музея поступили экспонаты, собранные студентами во время экспедиции в д. Ст. Ягул Малмыжского уезда.

После ухода Е. В. Матвеевой из музея собственно этнографические экспедиции прекращаются. Этнографические экспонаты собираются попутно, во время проведения иных экспедиций музея.

В послевоенное время этнографические экспедиции музеем по-прежнему не проводились, только в 1954 г. сотрудник музея Кассина, в качестве представителя краеведческого музея, приняла участие в экспедиции Института этнографии АН СССР по ряду районов Кировской области. С 1960-х гг. этнографическая экспонатура главным образом собиралась во время выездов сотрудников отделов истории, фондов в районы области для сбора материалов, посвященных общеисторическим вопросам, деятельности сельскохозяйственных предприятий, участникам и героям Великой Отечественной войны. Но совершались выезды и непосредственно для приобретения этнографической экспонатуры. В 1962 г. зав. фондами музея А. Т. Рудаковой в Белохолуницком районе были приобретены орудия гончарного производства, в том числе и гончарный круг, образцы ткачества, в 1964 г. А. Д. Фокиным в д. Загайновцы Куменского района – элементы русского женского костюма, холсты, крестьянская утварь.

В 1970-е годы было организовано несколько довольно крупных этнографических экспедиций. В 1970 г. в Лебяжском районе сотрудниками музея Н. С. Ульяновой, В. Д. Сергеевым, А. А. Бушмелевой, А. П. Виноградовым были приобретены русская и марийская крестьянская утварь. Также в 1970 г. состоялась экспедиция сотрудников музея Н. С. Ульяновой, В. Д. Сергеева, Б. К. Ревы в Унинский район Кировской области, в ходе которой были обследованы удмуртские и русские деревни, а этнографическую коллекцию музея пополнили русская и удмуртская женская одежда, самопрялка, крестьянская посуда и другие предметы. С 1979 года активно пополняли этнографическую коллекцию сотрудники планировавшегося (но так и не созданного) Музея деревянного зодчества. Особого внимания здесь заслуживает деятельность В. А. Любимова, которым была собрана уникальная коллекция деревенской росписи, в том числе целых интерьеров крестьянских изб северо-запада Кировской области.

Начиная с 1990 г. ежегодно этнографические экспедиции стали проводиться отделом истории краеведческого музея. В 1990 г. в результате обследования Юрьянского и Уржумского районов пополнилось музейное собрание русской и марийской женской одежды. Интересные старообрядческие предметы поступили в музей после поездки в дер. Шишкино, среди них – старинная одежда, утварь, семейные реликвии, в том числе поминальная книжка рода Л.А. Гребенева. В 1991 г. было совершено несколько выездов: в удмуртские деревни Слободского района, в Лебяжский, Малмыжский, Уржумский, Тужинский районы, где были собраны традиционная народная одежда, предметы быта марийцев и удмуртов Вятского края.

В 1992 г. в отделе истории был создан сектор этнографии в составе сотрудников И. Ю. Трушковой (зав. сектором) и Э. Г. Касимовой. За время работы сектора (1992–1998 гг.) были обследованы Афанасьевский, Кикнурский, Лебяжский (1992 год), Пижанский (1993 г.), Малмыжский (1993, 1997 гг.), Вятскополянский, Мурашинский, Нолинский (1993 г.), Санчурский, Кильмезский (1994 г.), Верхнекамский, Унинский (1995 г.), Котельнический, Даровской, Зуевский, Опаринский (1996 г), Омутнинский (1998 г.) районы Кировской области. Также были совершены выезды в с. Карино Слободского района (1992, 1993, 1997 гг.), лальскую округу Лузкого района (1995 г.), с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района (1997 г.).

В 2003 г., после определенного перерыва, были возобновлены экспедиции отдела истории Кировского областного краеведческого музея. Комплексными историко-этнографическими экспедициями в 2003 г. обследовались Малмыжский и Кильмезский районы, в 2004 г. Лебяжский район Кировской области, в 2006 г. совместно с отделом природы изучались Богородский, Зуевский, Слободской, Унинский, Фаленский районы, в 2007 г. – Арбажский, Советский, Пижанский, Тужинский районы Кировской области.

Предметы, полученные благодаря этим экспедициям, значительно пополнили музейную коллекцию. Также во время работы экспедиций проводился сбор информации по традиционному быту, культуре русского, татарского, марийского, удмуртского населения, осуществлялась фотофиксация.

Теперь перейдем к краткой характеристике музейного этнографического собрания.

Среди этнографических экспонатов преобладают предметы, относящиеся к народному костюму, полотенца, холсты, скатерти.

Русские. В основном хранящиеся в собрании музея предметы относятся к периоду конца ХIХ – первой трети ХХ в. Гордостью нашего собрания является коллекция женских головных уборов. Но в основном в музейном собрании хранятся головные уборы центральной части области, головных уборов северо-западных районов у нас нет, также слабо представлены девичьи головные уборы. Имеются женские костюмные комплексы (сарафаны, рубахи, парочки) почти из всех районов Кировской области. В фондах музея представлена и мужская одежда, в основном рубахи, мужских штанов (портов) мало. В собрании музея очень мало и детской одежды, слабо представлена верхняя одежда. К сожалению, у нас нет мужских головных уборов.

Марийцы. В фондах музея хорошо представлены женские костюмные комплексы проживающих на территории области локальных групп марийцев; в основном они относятся к ХХ в., но есть несколько экземпляров середины – конца ХIХ в. Одним из наиболее ценных предметов является девичий головной убор «такъя» второй половины ХIХ в. Слабо представлены мужская и детская одежда, например, совсем нет мужских штанов, мужских головных уборов. Хотелось бы иметь в собрании марийские музыкальные инструменты, у нас имеются только одни гусли, и то не в очень хорошем состоянии.

Удмурты. Гордость собрания – предметы религиозного культа удмуртов, относящиеся к воршудному комплексу (кон. ХIХ в.), фрагмент женского головного убора «айшон», девичий головной убор «такъя». Неплохо представлены женские костюмные комплексы как северных, так и южных удмуртов, но меньше девичьих костюмных комплексов северных удмуртов. Слабо представлена мужская одежда, нет в нашем собрании детской одежды. Нет музыкальных инструментов, за исключением фрагмента пузыря.

Татары в собрании музея представлены слабо. Имеется только два платья и два камзола конца ХIХ – начала ХХ в., причем одно платье представлено в экспозиции, а другое находится на реставрации. Также имеются платья середины ХХ в. Имеются женские головные уборы, платки, украшения, мужские головные уборы. Мужской одежды в собрании музея совсем нет. Слабо представлена традиционная обувь.

Коми. Имеется женская одежда (сарафаны, рубахи), головные уборы. Слабо представлена мужская одежда, нет детской.

Этнографическое собрание музея, пополнявшееся с момента его основания, позволяет выполнить одну из наиболее важных функций краеведческого музея – изучение народной культуры и сохранение составляющих ее предметов, в настоящее время вышедших или выходящих из употребления. Поэтому сотрудники музея будут рады предметам, которые пополнят музейное собрание.