Этнографическая и патриотическая работа в музее: из опыта работы с детскими садами и школами

Музейно-выставочный Центр «Диорама» (отдел Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина) активно ведёт инновационную  и научную деятельность. Так, в 2023-24 учебном году музей принял участие в  грантовом проекте Фонда Президентских грантов — «Шестнадцать республик – шестнадцать сестер»: курсы по национальной политике в РФ и этнографическому просвещению для активистов НКО, работников образования и культуры».

Как известно, музейные занятия обладают художественным, творческим, воспитательным потенциалом и являются активным средством  дополнительного образования и воспитания. Музейный предмет, фонд научно-вспомогательных материалов, музейная экспозиция и музейная среда отражают специфику восприятия музейной информации, посредством которой музей включается в учебно-воспитательный процесс, реализуя свои возможности в обучении, воспитании и развитии дошкольников и школьников. Необходимо развивать интерес учащихся к музейной культуре с первых лет обучения, используя для этого привлекательные для детского восприятия свойства музейных экспонатов – многоцветие, разнообразие объемных форм, орнаментальное и сюжетное декоративное оформление. Это воспитывает в детях художественный вкус, чувство прекрасного, активизирует их познавательную деятельность. «То,что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными толчками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого, впоследствии будет строить его фантазия». (Выготский, 1967) Хорошим примером здесь могут выступать этнографические музейные занятия. 

Этнографическое просвещение может выступать как дробный процесс. Его не следует связывать, к примеру, только со школьниками среднего и старшего возраста, а целесообразно в ряде случаев и небольшими включениями начинать с детского сада. В этом смысле дополнительное образование получает новые возможности для реализации, в том числе  и музейными средствами. 

Познавательный и воспитательный характер имеет занятие для дошкольников и младших школьников «Дружба и братство лучше богатства». Его целью является формирование представлений о культурном богатстве и многообразии различных народов, о дружественных отношениях народов России. В задачи входит: наглядная демонстрация  культурного своеобразия и богатства народов России,  формирование  таких ценностных  понятий, как «дружба», «культура», «толерантность», «терпимость», «прощение», «взаимовыручка». При подготовке музейных мероприятий по заданной теме активно используется региональная этнографическая и краеведческая литература.
 
Музей имеет немало педагогических ресурсов, музейные средства можно использовать в этнографическом просвещении, патриотическом воспитании, знакомства с национальной символикой и праздниками России. В этом направлении у музейной педагогики выявляются немалые и актуальные для нашего времени перспективы.
  
 Музейная педагогика  выявляет специфичные возможности для этнографического просвещения средствами «вещного мира» этнокультур. Ярким, весьма аттрактивным элементом народной культуры является традиционный костюм. Он предстает тем базовым экспонатом, к которому   можно привязать несколько тем познавательного, эстетического, воспитательного характера. 
  
Мини-выставки одного костюма, повествующая о его производстве, ношении, восприятии, степени сохранности в наше время, выставки серии костюмов с разнообразными по тематике экскурсиями и мероприятиями, тематические музейные занятия – все эти и другие формы музейной работы с посетителями могут служить важным подспорьем урокам краеведения в школе,  видом дополнительного образования.  

Целью мероприятия «Мой самый удивительный народ» является знакомство детей с историей и символикой русского народного костюма. В задачи входит показ детям красоты русского народного костюма, воспитание  уважения и любви к родным русским истокам, воспитание патриотических чувств и любви к прошлому своего народа.

Аналогичным образом можно построить мероприятия о гостеприимстве народов, и национальной кулинарии, о народных, в том числе – и художественных, промыслах – с демонстрациями выставок и экспозиций, игрой, пословицами, поговорками и загадками и многое другое.

Таким образом, включение посещений музея в воспитательную работу учебных заведений, в семейный досуг способствует более детальному этнографическому просвещению, формированию позитивного, устойчивого позиционирования формирующейся личности, уважающей и придерживающейся традиционных ценностей своего народа.