«На смотровой площадке»: статья, опубликованная в газете «Кировская правда» 24 марта 1978 г.

Полотно кировской диорамы было еще не дописано, висело в студии им. М. Б. Грекова в Москве, а мне довелось здесь, в Кирове, встретиться и поговорить с его авторами – художниками Аркадием Ивановичем Интезаровым и Николаем Николаевичем Соломиным.

Интересная это была встреча. Разновозрастные и вообще очень разные, они каждый по-своему рассказывали о работе известной грековской студии военных художников и о своем деле, в частности.

Привыкший думать, что материалом для диорам, панорам всегда служат баталии, я с этого и начал свои вопросы. Мне было непонятно, как же так: советская власть устанавливалась в г. Вятке без крупных сражений – и вдруг диорама.

Оказывается, этот вопрос занимал и художников студии, когда поступил заказ на полотно от г. Кирова. Заказ среди живописцев студии не пошел, как говорят, нарасхват. Всех смущала тема, сам материал.

Интезаров и Соломин взяли заказ, пошли, так сказать, на риск. И что же из этого вышло? Хочу поделиться некоторыми впечатлениями.

…Я стою на смотровой площадке диорамы. Вспыхивает свет, и первое впечатление, которое охватывает меня – это впечатление огромного пространства.

Передо мной перекресток двух вятских улиц – Николаевской и Спасской (теперь улицы Ленина и Дрелевского). Казалось бы, сжатая рядами зданий перспектива, ведь это же, так сказать, внутренность города, а чувствуешь огромное пространство и уходящих вдаль улиц, и глубину серого декабрьского неба, и заречные дали прямо перед собой.

Вспоминаю, как художники рассказывали мне, что, берясь за дело, опасались именно этой замкнутости пространства, того, что события, о которых надо писать происходят на городских улицах. Трудность эта ими преодолена.

Добились они и другого – ощущения напряженной борьбы, которая шла в г. Вятке, в губернии, по всей стране.

Как известно, демонстрация 1 декабря 1917 г. была вооруженной демонстрацией. Вооружены были, к примеру, солдаты 106-го полка, в котором большевики вели агитационную работу. Но сражения не было.

Правда, историки и очевидцы рассказывают, что демонстрацию обстреляли, были раненые. Вот этот момент нападения на демонстрацию и огневого ответа провокаторам со стороны ее участников и избрали художники.

…Поднялись в серое небо вспугнутые перестрелкой пернатые обитатели вятских улиц – городские вороны и галки. В небе тревожно, но колонны демонстрантов с восточной стороны и слева продолжают свое шествие, они не дрогнули, ни рабочие, ни солдаты не бросились врассыпную. Хотя кто-то из демонстрантов покачнулся, нагнулся, победное шествие революционных сил продолжается.

А тем временем люди, призванные охранять демонстрацию, бросились в сторону выстрелов, открыли огонь по провокаторам. И этот порыв, этот огонь по врагам революции создает на полотне особое напряжение, передает дух жесткой борьбы, в которой неотвратимо, но трудно рождалась власть трудового народа.

Когда-то Интезаров и соломин говорили мне, что хотят на конкретных событиях в г. Вятке показать триумфальное шествие Великого Октября по стране, раскрыть ожесточенную борьбу непримиримых классов-антагонистов и неминуемую победу нового строя. Мне кажется, они осуществили задуманное.

Материала для глаз моих на полотне так много, что на смотровой площадке можно стоять часами. Кто-то подсчитал, что здесь до 150 персонажей.

Но дело не в количестве. Охватив диораму в целом, начинаю всматриваться в отдельные эпизоды, которых тут немало, в лица участников сцен.

Что-то не припомню много произведений местных художников, посвященных событиям тех дней в нашем крае, портретов героев тех событий. Интезаров и Соломин оказались чуть не пионерами в этом деле, на их полотне есть известные революционные деятели г. Вятки – Н. М. Анцелович, И. И. Деришев и другие.

Слева, справа и прямо перед зрителем, ближе к домам – представители различных классов и социальных прослоек. Интересно внимательно рассматривать эти группы. Выразительна реакция людей на то, что происходит – на демонстрацию, на перестрелку и т. д. Здесь и те, кто бессильно злобствует, и те, кто приветствует обновление жизни, и те, кто боится всего на свете, втягивает голову в плечи. И в этих деталях – атмосфера борьбы.

А еще интересна диорама тем, что в ней реконструирована часть города, какой она была 60 лет назад. Ведь этого не видела не только молодежь, но и люди среднего возраста, все, кто появился в городе в послереволюционное время. И обстановка многое рассказывает о социальном устройстве жизни, создает атмосферу событий.

Не могу не выразить радости по поводу того, что город наш обогатился этим уникальным произведением. Ясно, что при хорошей постановке работы диорамы, при деловой помощи ей станет она прекрасным средством воспитания людей – воспитания идейного, нравственного, воспитания на революционных событиях, на примере деяний тех, кто ломал устаревший мир и прокладывал дорогу в новое. И воспитания эстетического, потому что дело мы имеем с произведением искусства.

Уто-то, говорят, высказал мысль – установить в помещении диорамы скульптурные портреты деятелей революции в Вятской губернии. Прекрасная мысль! Как бы кстати эта галерея портретов была в зале перед входом на смотровую площадку. Встреча зрителя с портретами, рассказ о героях предшествовали бы встрече его с диорамой.

Конечно, работа потребует средств и длительного времени, но какая будет замечательная последовательность в экскурсии по историко-революционному мемориалу.

К. Верхотин

Кировская правда. 1978. 24 марта (№ 69).