«Память»: статья, опубликованная в газете «Кировская правда» 24 декабря 1977 г.

Вчера в городе Кирове состоялось открытие историко-революционного мемориала, посвященного установлению советской власти в г. Вятке. На митинге, посвященном большому событию в культурной жизни города и области, присутствовали члены бюро обкома КПСС и члены облисполкома, горкома КПСС и горисполкома, ветераны партии и комсомола, строители, рабочие промышленных предприятий, принимавшие участие в сооружении диорамы. Митинг открыл первый секретарь Кировского горкома КПСС Ю. И. Деревской.

Н. А. Юдинцев, бригадир штукатуров спецуправления «Отделстрой» треста «Кировжилстрой» вручил начальнику управления культуры облисполкома А. Д. Глушкову символический ключ от мемориала. Потом собравшиеся познакомились с помещениями диорамы, с полотном художников военной студии им. М. Б. Грекова.

Год назад этого сооружения в городе не было. Тут стояли серые деревянные домишки – старая деревня в центре города, причем на ударном, с точки зрения градостроителей, месте. А сегодня, в конце юбилейного для страны года, здесь стоит историко-революционный мемориал, посвященный установлению советской власти в г. Вятке. А проще говоря, диорама.

Читатели, вероятно, помнят выставку конкурсных работ в зале архитектуры на которой были представлены макеты (можно сказать ещё просто идеи архитекторов) диорамы. В ней приняли участие зодчие нескольких крупных городов Советского Союза – уникальное по замыслу сооружение архитекторов всегда интересует, потому что им представляется нечастая возможность воплотить в камень, бетон, металл и стекло свой проект, свою творческую фантазию. Скромно в первом туре конкурса выглядел со своим проектом молодой кировский архитектор из института «Севгипробосинтез» Анатолий Петрович Павлов, выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. Но на втором этапе конкурса его работа оказалась самой интересной, выигрышной и была принята авторитетным жюри. Именно «Севгипробиосинтез» – самый молодой проектный институт города подготовил всю проектную документацию диорамы и осуществлял архитектурный надзор. И первое спасибо им – конструкторам Георгию Бизяеву, Сергею Маркову и, естественно, Анатолию Павлову.

– Задача была сложная, – говорит Анатолий Петрович, – объем здания сравнительно небольшой, а место выигрышное: просмотр с одной из главных магистралей города – Октябрьского проспекта, каскад прудов, центр сложившегося архитектурного комплекса, пожалуй, второго по значимости послед площади конституции СССР. Это место было бы просто непростительно «загубить».

Действительно, здание диорамы невелико – 22 метра высотой и 26 метров в диаметре. Да и решено оно с архитектурной и строительной точек зрения экономно. Полукруг – это экономия места и средств, это подчинение творческого замысла функциональной задаче сооружения – собственно диораме – полотну художников размером 35 метров длиной и 8 высотой.

Тем не менее диорама производит впечатление сооружения монументального, она сумела стать организующим и главенствующим сооружением градостроительного комплекса несмотря на то, что рядом расположены здания куда более крупные – гостиница «Вятка», цирк, спортпавильон «Спартак». И удалось достичь этого главным образом за счет оригинальности архитектурного решения: усеченный цилиндр, фасад – развернутое знамя. На нем барельеф с изображением рабочего, солдата и матроса, выполненный скульптором студии им. Грекова заслуженным деятелем искусств РСФСР В. А. Сониным.

Давайте переступим порог диорамы. Просторный вестибюль с оригинально оформленной полированным деревом раздевалкой. Тут же, на первом этаже, комната для экскурсоводов, небольшой лекционный зал с кинопроекционной установкой. Прежде чем подняться и увидеть диораму посетитель пройдет через вводный экспозиционный зал в котором на объемных оригинальных конструкциях будут установлены стенды, рассказывающие о старой Вятке, о революционных событиях октября 1917 г. Широкая полукруглая лестница ведет на второй этаж к полотну диорамы. В большом зале перед нею – вторая часть музейной экспозиции. Тут будут вывешены цветные снимки, рассказывающие о 60 героических годах советской власти, о достижениях кировчан в хозяйственном и культурном строительстве в наши дни.

И вот сама диорама ради которой и построено здание. Выполнена она московскими художниками ордена Красной звезды военной студии им. М. Б. Грекова заслуженным деятелем искусств РСФСР А. И. Интезаровым и лауреатом премии московского комсомола Н. Н. Соломиным. Мы, зрители, – на перекрестке двух улиц старой Вятки – Николаевской и Спасской, мы свидетели большого события – вооруженной демонстрации рабочих и солдат. Монументальное полотно вместило 150 действующих лиц, и каждый из изображенных персонажей имеет свое лицо, свой характер. Думается, монументальное полотно – это такое произведение искусства, о котором можно и нужно говорить особо, и «Кировская правда» к нему ещё вернется.

Полотно есть полотно, оно подвержено влиянию времени и погодным условиям, а вернее температурным перепадам. Об этом проектировщики и строители подумали: и летом, и зимой температура в зале где расположено полотно будет постоянная, так же как и влажность воздуха. Электрощитовая, теплоузел расположены в цокольной части здания – ниже вестибюля. Здесь же находится система пожаротушения, а охраняет здание сигнализация, основанная на фотоэлементах.

Доброе слово нужно сказать в адрес строителей – диорама построена в сжатые сроки и с хорошим качеством. Строительство вело СМУ-6 треста «Кировжилстрой», руководили работами начальник участка Д. С. Богданов и мастер П. П. Сенекаев.

Но (без но тут не обойтись!) без содействия, без конкретной деловой помощи кировских предприятий, можно смело сказать, диорамы не было бы! Вот коллективы, которые помогли воплотить архитектурную идею в камень и бетон: завод им. XX партсъезда, объединение им. Лепсе, заводы «Маяк», имени 1 мая, приборостроительный, «Электробытприбор», «Физприбор» им. А. В. Луначарского, объединение «Кировмебель». Подчеркнем еще раз, что без их помощи кировчане не имели бы и Дворца пионеров – мемориала, и цирка. Но тут нет ничего удивительного: ведь рабочие этих предприятий – кировчане, любящие свой город, желающие видеть его красивым и современным.

Диорама – это память. Память живущих ныне о борцах революции, отдававших все силы и даже жизнь во имя нас, их потомков и продолжателей. Руками ныне живущих эта память увековечена. отныне и навсегда.

В. Иванов

Кировская правда. 1977. 24 дек. (№ 298).